Андроповская МЦРБ

История сел


«От чего ушли, к тому идем?»


У многих еще в памяти книжные магазины с полками, заставленными литературой самого различного направления, которая удовлетворяла спрос любителей прозы и поэзии, истории и искусства, естественных и технических наук. Еще не забыты очереди за подписными изданиями, полные почтовые ящики газет и журналов. И вся эта огромная масса издательской продукции была направлена на информирование и воспитание человека в духе того времени, на знамени которого было одно, но наиглавнейшее слово - Человек. Не случайно, поэтому Советский Союз считался самой читающей страной.


Нелегким был этот путь, но постановка вопроса на государственный уровень, стремление всех ветвей власти сверху донизу и контроль за его решением со стороны партии и правительства позволили преодолеть его в довольно короткий исторический отрезок времени.

В числе первых документов о народном образовании в Советской республике в июне 1918 года Совнарком РСФСР принял "Положение об организации дела народного образования в Российской республике", в соответствии с которым создавалась основанная на подлинно-демократических принципах единая трудовая школа. 26 декабря 1919 года принят не менее важный декрет "О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР". Исходя из того, что во многих окраинных губерниях население было сплошь неграмотным, и учитывая тяжелейшее экономическое положение молодой республики, при Наркомпросе была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности. Намечено было повсеместно открыть школы взрослых и пункты ликвидации неграмотности (ликбезы). К этому привлекались учителя и как преподаватели, и в качестве инструкторов-методистов, работники культпросвета и общественных организаций.

В 1923 году декретом СНК было создано общество "Долой неграмотность". С этого времени в систему входят съезды и конференции, в том числе и по проблемам внешкольного образования взрослых.

В крупных городах и рабочих поселках, в уездных и волостных центрах, где было больше возможности вести работу по обучению взрослого населения: наличие в достаточном количестве учительских кадров, соответствующих школьных помещений - ликвидация неграмотности приняла широкий размах сразу же в первые годы после окончания гражданской войны. В огромной массе мелких населенных пунктов, которые не то что телефонной связью, мало-мальски подходящими дорогами не были соединены с центрами, проблемы борьбы с неграмотностью решались значительно труднее. Поэтому-то и растянулась эта кампания на более длительный период. Здесь предстояло провести не только организационную работу, но и сломить психологию родителей, которые охотнее отдавали детей в батраки, чтобы они сами зарабатывали себе кусок хлеба, чем посылали в школу.

Подобные факты, правда, связанные уже не с батрачеством, а с работой в колхозных бригадах, мы находим на страницах нашей районной газеты "Знамя колхоза" за 1932 год. 16 октября в ней опубликована целая страница под общей шапкой "Постановление ЦК ВКП(б) о школе должно быть выполнено". Речь идет о документе, согласно которому вводился всеобуч и начиналась работа по переходу ко всеобщему семилетнему образованию.

В одной из заметок, озаглавленной "Нет, нет и нет!" И. Войтов из станицы Воровсколесской пишет: "...Горячих завтраков нет. Колхоз не имеет директив и никакой помощи не оказывает. Родители смотрят на организацию завтраков безнадежно.

Обувью учащиеся снабжены в плановом порядке в июле-августе кооперативом. Одежды не поступало. Нужда в обуви и в одежде имеется.

Всеобуч срывается бригадирами, задерживающими учеников-подростков на пахоте (погонычи). Родители также не принимают мер по посылке их в школу, оправдываясь тем, что кормить детей дома нечем, а в бригадах на работе их хоть кормят..."

Да, время было тяжелое, но государственная политика и политика партии были четкими и ясными: чтобы строить новое общество, нужны грамотные люди, необходимо перепахать народный пласт, чтобы он дал невиданные еще мощные всходы творчества и энтузиазма.

Только по району, по статистическим данным районе, в 1932-33 учебном году подлежало обучению 4918 человек неграмотных и 7867 малограмотных. Чтобы усадить эту армию за парты, было открыто 300 школ-ликбезов (140 - для неграмотных и 160 - для малограмотных), задействовано в них 760 культармейцев и почти 90 инструкторов-методистов.

Средства на ликвидацию неграмотности каждым сельсоветом изыскивались на месте из расчета на одного неграмотного 4 рубля, на одного малограмотного - 1 рубль 90 копеек. Наверное, это было самое дешевое начальное образование.

Ответственным за ликбез было не только районе, но и другие районные и местные организации. Вот что сообщала по этому вопросу районная газета в том же 1932 году в заметке "Работу ликбезов на высшую ступень":

"...Из писем селькоров видно, что работа ликбезов по сельсоветам и колхозам развернута слабо: помещения не подготовлены, учебников нет, сбор средств на обеспечение ликвидации неграмотности поставлен плохо, учет подлежащих обучению хромает, учить-то их некому, так как культармейцы и инструкторы-методисты значатся только "по плану" и нет их в действительности (по крайней мере ни один из сельсоветов их не знает).

Но если плохо руководит ликбезом районо, может быть, другие райорганизации хорошо поставили эту работу? Обследование райколхозсоюза и райсоюза ПО показывает обратное.

Райколхозсоюз до сих пор на ликвидацию неграмотности не отчислил ни копейки, не выделил положенных двух райуполномоченных для руководства ликбезами в колхозях. На неоднократные обращения уполномоченного по ликбезу районо Абрамовича бюрократы РКС отделываются словами: "Некогда сейчас о ликбезах, мы заняты более важными кампаниями".

Райсоюз ПО выделил в ноябре 2080 рублей, но куда они должны быть израсходованы и как, предрайсоюза Чайка не знает. Не знает тов. Чайка и о выделении культармейцев - выделены или нет. Никто из работников райсоюза не интересовался работой ликвидации неграмотности. "Наше дело маленькое, - говорит Чайка, - предложили отчислить - отчислили, сказали из 2080 рублей перевести на счет районо 1300 рублей - мы перевели".

Союз рабпрос не имеет учета малограмотных и неграмотных, но вопрос о ликбезработе все же прорабатывался. Выделено 24 культармейца, три учителя (по одному при каждом сельсовете культметодистами). Но о работе последних, так же, как в районо, РКС и райсоюзе ПО, ничего не знают.

Райсовпроф вопрос о ликвидации неграмотности обсуждал на своем президиуме два раза, имеет список культармейцев, имеет учет подлежащих обучению членов союза, выделили по возможности средства (для ликбезов 624 рубля и по всеобучу 767 рублей), но информации с мест нет - она запаздывает. Что делают профуполномоченные по профячейкам, сказать трудно.

Ликвидация неграмотности в нашем районе еще не получила должного внимания. Если райорганизации мало уделили внимания обучению неграмотных, если районо не придает особого значения быстрейшему развертыванию сети ликбезов, то что делается на местах? Там дело еще хуже.

Надо положить предел недооценке ликбезов, недооценке обучения колхозников читать, разбираться в политике, в задачах строительства..."

Итак, круг ответственных за ликвидацию неграмотности в районе очерчен довольно четко: районо, райколхозсоюз (нынешнее управление сельского хозяйства и продовольствия), райсоюз ПО (потребительского общества), союз рабочего просвещения и райсовпроф.

Школы для взрослых - это обучение неграмотных и малограмотных без отрыва от производства (со временем они превратились в вечерние школы, но только уже не по ликвидации неграмотности, а для получения семилетнего, а после и среднего образования).

За период с 1923 по 1939 годы в СССР через эти школы, школы грамоты, ликбезы и ликпункты прошло более 50 миллионов неграмотных и около 40 миллионов малограмотных. Среди сельского населения в возрасте 9-49 лет грамотность мужчин в 1897 году составляла 35,5 процента, женщин - 12,5; в 1926 - соответственно 67,3 и 35,4; в 1939 - 91,6 и 76,8, в 1959 - 99,1 и 97,5 процента.

1932-1933 учебный год был завершающим по введению начального всеобуча, а следующий был первым шагом ко всеобщему семилетнему образованию.

"... В основу подготовки, - писал Оськин, вероятно, работник районо или райкома, в газете от 23 июня 1932 года, - надо положить решение ЦК ВКП(б) о начальной и средней школе и о всеобщем обучении. Однако далеко не все организации, не все школы по-боевому взялись за подготовку, Завшколой Кианкизского сельсовета Яншин из недели в неделю отодвигает ремонт школы, подготовку к новому учебному году на задний план.

Зав. Янкульской школой Шевченко и Дворцовский сельсовет готовятся к новому учебному году бумажно, по-бюрократически. Они замариновали несколько обязательств, материалов и договоров по ремонту и оборудованию школы, по организации снабжения школьников.

... Особое внимание организации пришкольного хозяйства. Опыт школы хутора В. Калаус Султанского сельсовета надо перенять всем школам. Зав. Калаусской школой тов. Шимченко силами учащихся организовал при школе птичник, выделил участки для посева на корм, засеял их, развел свинарник. В будущем году школьники будут полностью обеспечены горячими завтраками. Необходимо сейчас же спланировать школьную сеть по каждому сельсовету. Каждая школа должна знать точно, сколько ей придется принимать учеников, сколько составить комплектов..."

Вопросы ликвидации неграмотности, перехода ко всеобщему семилетнему образованию были одними из главных на учительских конференциях и съездах, в работе которых принимали участие представители от райколхозсоюза, райсоюза ПО, райсовпрофа, союза рабпроса. Длительные дискуссии, большое число выступающих затягивали такие районные мероприятия на несколько дней. Например, в 1928 году учительская райконференция продолжалась почти неделю - 7-12 сентября. Первый Курсавский съезд по народному просвещению состоялся 31 ноября 1930 года.

В сложнейшей экономической обстановке шло становление системы народного образования, которое, по признанию многих зарубежных светил, стоит того, чтобы его приняли на вооружение другие страны. Это касается не только объема знаний нашими школьниками и студентами, но и глубины их.


К сожалению, за годы так называемых реформ, мы шаг за шагом теряем достигнутое и, в первую очередь, доступность высшего образования. Высокая плата за него не позволяет переступить пороги институтов и университетов основной массе выпускников средних школ. Россия возвращается к тому, что было до 1917 года: у кого деньги, тот и образование получит. А отсюда вытекает и самое главное - тот и властвовать будет. И это нынешние "демократы" называют построением правового цивилизованного государства.

Орехов, Н



<< предыдущая

следующая >>